Полезная информация

Розничным продавцам, ресторанам, кафе для приёмки алкогольной и пивной продукции в каждой торговой точке нужно иметь:

  1. Специальный носитель со встроенным криптопровайдером, например, Рутокен ЭЦП2.0, JaCarta-2 SE.
  2. Квалифицированную электронную подпись (КЭП) для обмена информацией с базой ЕГАИС. 
  3. Компьютер с подключением к интернету, соответствующий минимальным техническим требованиям (описаны на сайте ФСРАР).
  4. Универсальный транспортный модуль (УТМ) для взаимодействия с ЕГАИС.
  5. Специальное программное обеспечение или товароучётную программу, с возможностью взаимодействия с ЕГАИС через УТМ.

Для продажи алкогольной и пивной продукции розничным продавцам в каждой торговой точке необходимы: 

  1. Компьютер с выходом в интернет и 2D-сканер для считывания штрих-кодов и акцизных марок при продаже алкоголя и пивной продукции.
  2. Установленный и настроенный универсальный транспортный модуль (УТМ)  для взаимодействия с ЕГАИС.
  3. Специальный носитель со встроенным криптопровайдером, например, Рутокен ЭЦП2.0, JaCarta-2 SE. 
  4. Квалифицированную электронную подпись для связи с базой ЕГАИС. 
  5. Кассовую программу, позволяющую взаимодействовать с ЕГАИС через УТМ («1С Розница», «Дока-ЕГАИС» и др.). 
  6. Онлайн-касса (фискальный регистратор) для печати кассовых чеков с QR-кодами, зарегистрированная в территориальном налоговом органе.

  • индивидуальные предприниматели и организации, закупающие только пиво и пивные напитки для розничной продажи, фиксирующие в системе подтверждение факта закупки;
  • организации общественного питания, продающие в розницу алкоголь и пиво (рестораны, бары, кафе), фиксирующие в системе подтверждение факта закупки;
  • организации, продающие в розницу алкоголь в городских и сельских поселениях, фиксирующие в системе подтверждение факта закупки и розничную продажу.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) принимает усиленную квалифицированную электронную подпись, которая соответствует требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». 

КЭП должна быть установлена в каждом обособленном подразделении организации. Это значит, сколько КПП, столько и подписей, независимо от ассортимента алкогольных напитков (крепкий алкоголь или пиво). Если по одному КПП находится несколько торговых точек, достаточно одной КЭП.

Индивидуальным предпринимателям достаточно одной подписи, даже если розничных магазинов несколько.

Не подойдёт. Это связано с техническими особенностями аппаратного криптоключа.

Нельзя. Программные средства организации, передающие сведения в ЕГАИС, должны устанавливаться и передавать сведения в пределах каждого обособленного подразделения. Поэтому использование одного рабочего компьютера с установленным УТМ по нескольким местам осуществления деятельности невозможно. 

Есть три варианта:

  1. Использовать специальные программы, в которых предусмотрены поля для ввода данных. При этом надо учесть, что правильность информации в декларации будет зависеть от внимательности человека, который вводит данные о поставщиках и обороте алкоголя.
  2. Использовать товароучетный сервис, который автоматически создаёт алкодекларацию. Однако, чтобы сведения в декларации были правильные, мало одного товароучетного сервиса, он еще должен быть интегрирован с онлайн-кассой для торговли алкоголем. 
  3. Обратиться к квалифицированным специалистам компании «ДНК». Для вас этот способ самый простой и быстрый.

Сразу отметим, что с 2021 года поменялись формы декларации: 11 и 12 формы заменили на формы 7 и 8 соответственно. Подавать алкодекларацию надо в электронном виде в формате xml. Версии электронных форматов постоянно меняются. 

Для представления деклараций нужно:

  • зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росалкогольрегулирования;
  • установить сертифицированный криптопровайдер, например, VipNet CSP, КриптоПро CSP;
  • установить программу для подписания и шифрования деклараций, например, Такском Криптолайн, КриптоАРМ 5, КриптоАРМ ГОСТ, КриптЭК;
  • скачать сертификат ФСРАР.

Для подписания деклараций всем организациям и ИП нужны квалифицированные электронные подписи. 

После того как декларация заполнена или выгружена из товароучётного сервиса в формате xml, документ надо зашифровать и подписать, для этого:

  • открыть программу для подписания и шифрования деклараций, например, Такском Криптолайн;
  • добавить сертификаты КЭП, ФСРАР и субъекта РФ;
  • зашифровать и подписать декларацию.

Файл со статусом «подписан, упакован в zip, зашифрован» надо выгрузить на компьютер, а после – отправить в контролирующие органы. Его нужно загрузить в «Информационной системе субъекта РФ по приёму деклараций» разделе «Подать декларацию». 

Декларация может быть отклонена с указанием ошибок. Их надо исправить и загрузить файл ещё раз. После того, как документ будет принят, стоит скачать «Квитанцию», которая подтвердит факт сдачи декларации.

Подачу декларации надо проводить ежеквартально: отчётная дата ─ 20-е число месяца, следующего за отчётным кварталом.

Для ИП, осуществляющих закупку пива и пивных напитков в целях последующей розничной продажи такой продукции, возможна установка одного УТМ независимо от количества мест осуществления деятельности. 

Требований к месту расположения такой рабочей станции обмена данными для индивидуальных предпринимателей не предъявляется.

Сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица для ЕГАИС может быть выпущен на имя руководителя организации или на имя сотрудника организации. 

Сертификат ключа проверки электронной подписи индивидуального предпринимателя для ЕГАИС может быть выпущен только на имя самого индивидуального предпринимателя.

Нужно постараться восстановить связь с интернетом в течение 3 дней, иначе продавать крепкий алкоголь будет невозможно, потому что именно столько времени программный модуль ЕГАИС на этапе продажи товара сможет работать в офлайн-режиме. 

Если за это время связь восстановить не получится, ФСРАР заблокирует разрешение на продажу алкоголя. Когда интернет снова появится, система передаст всю накопленную информацию о продаже алкоголя в ФСРАР.

Потерянную акцизную марку необходимо вычислить. Ваша программа для работы в ЕГАИС должна вести учёт акцизных марок, поступивших к Вам, и расхода марок в разрезах партий. 

Если сделать инвентаризацию данной партии, то можно вычислить, какой марки не хватает, и тогда вставить в акт списания эту недостающую марку, т.е. посмотреть в своей программе, какие акцизные марки остались не проданными в данной партии и какие марки есть в наличии. Получившуюся разницу использовать в акте списания. 

Либо после продажи всей партии, в программе будет видно, какая акцизная марка осталась не проданной, и её нужно вставить в акт списания.

Добавлено в корзину